Первичная консультация (в среднем, одна — две встречи) направлена на психологическую диагностику проблемы клиента. Всё начинается с установления оптимального контакта и ориентации клиента на взаимную работу. В ходе психодиагностической беседы собирается вся необходимая информация (история возникновения проблемы, особенности текущего психического состояния), формулируется итоговый желаемый результат.
Для исследования проблемы часто используются психологические тесты, опросники, проективные методики, направленные на выявление индивидуально-психологических особенностей личности клиента, его поведенческих проявлений. Опыт показывает, что продолжительность одной психодиагностической консультации свыше 1,5 часов нежелательна, так как результаты психологического тестирования искажаются по причине нарастающего утомления клиента.
Психолог обсуждает с клиентом, чего бы тот хотел достичь в результате психологического консультирования / психологической коррекции. Такое обсуждение может предотвратить неадекватные цели, нереалистические ожидания клиента.
По итогам психологической диагностики подбираются адекватные методы консультирования , психокоррекции, психологически ориентированной психотерапии. Например:
Для клиентов-интеллектуалов (рационалисты, опирающиеся на логику, разум) можно посоветовать когнитивную психотерапию.
Чувствительным интровертам, обращенным к собственной душе и переживаниям, можно порекомендовать гештальт-терапию.
Тревожные и фобические расстройства корректируются различными техниками поведенческой психотерапии.
При экзистенциальных кризисах (потеря смысла жизни, кризис среднего возраста, кризис самореализации в жизни) показана экзистенциальная психотерапия (логотерапия).
При психосоматических расстройствах эффективны телесно-ориентированная психотерапия и психоанализ.