Что такое любовь?

Любовь — это чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии. Такое определение дает нам Википедия. Но давайте задумаемся.

Что такое любовь? Как и почему она возникает? Почему мы любим одних, и равнодушны к другим? Какова сила любви? Множество великих умов во все времена задавались этими вопросами, но так и не смогли прийти к единому мнению. Кто-то считает, что все дело в химии. Кто-то верит в судьбу. Кто-то уверен, что все зависит от нас самих. В этой статье мы попробуем немного разобраться во множестве теорий и предположений о сущности любви.

Чтобы понять сущность какого-либо явления, необходимо проследить историю его возникновения. Не являются исключением и чувства человека, поэтому начнем мы с небольшого исторического экскурса. Это позволит нам понять, как воспринимали любовь люди несколько тысячелетий назад, и как изменилась эта сфера жизни человека.

Какая бывает любовь?

В силу сложности и противоречивости этой области человеческих отношений, понятие «любовь» в разных языках и культурах имеет не только отличающееся смысловое наполнение, но и различное этимологическое происхождение. Древние очень четко понимали, что в основе различных родственных или  дружеских отношения и привязанностей людей лежат разные чувства. Еще в древнем Шумере существовала богиня-мать, олицетворяющая родительскую любовь, известная под именами Дамгальнуна, Мами, Нинхурса или Нинту. В тоже время, в пантеоне богов была еще и богиня плотской любви и войны, известная как Инанна или Иштар.  В древнем индийском трактате «Ветка персика» также сказано, что человек по-разному любит умом, сердцем и душой. Любопытно, что в современном русском языке, любить можно и маму, и сонаты Бетховена, и манную кашу, в то время как, например, древние греки выделяли 4 основных вида любви и еще 3 дополнительных ее разновидности, и для каждого в языке сформировалось отдельное слово.

  1. Эрос или плотская любовь. Стихийное, захватывающее чувство, направленное на объект любви.
  2. Филия или любовь-дружба. Воспринималась как чувство очень сильной приязни или привязанности.
  3. Сторге или любовь-нежность. Считалось, что обычно сторге возникает во внутрисемейных отношениях. Такова, например, любовь родителей к детям.
  4. Агапэ или любовь-жертвенность. Любовь этого вида в дальнейшем перешла и в христианскую традицию. Здесь, в первую очередь, подразумевается любовь Бога к человеку. В то же время, испытываемый, например, некоторыми монахинями, религиозный восторг и экстаз во время молитвы, имеет тесную связь с половым влечением. Не зря монахини называются «невестами Христовыми», а обряды очищения, искупления или посвящения многих  современных сект (в том числе и христианских), либо связаны с сексом, либо напрямую представляют собой ритуальные совокупления.

Это четыре основных вида любви, но греками выделялись еще три.

  1. Людус или любовь-игра. С точки зрения современного человека, это не более чем половая связь со случайным партнером, направленная исключительно на получение удовольствия.
  2. Мания или любовь-одержимость. Самое темное воплощение любви, в основе которого лежит неукротимая страсть и ревность. Здесь существует несколько спорных точек зрения, например, некоторые считают, что в основе любовной мании лежит не сколько любовь, сколько желание обладать или подчинять другую личность.
  3. Прагма или рассудочная любовь. Здесь имеется в виду не только брак по расчету, но дружба или любовные отношения, цель которых состоит в получении любой выгоды, материальной или психологической. Причем необязательно это будет притворство в чистом виде, скорее это сознательное усиление некой приязни, которая уже есть.  Иначе это уже не любовь, а холодный расчет. Прагма же, как раз и является некой смесью симпатии и расчета.

Разумеется, ни один из этих видов любви не встречается в чистом виде, также как и невозможно найти стопроцентного холерика, меланхолика или флегматика. Если следовать такой классификации, то реальные взаимоотношения – это всегда смесь двух  и более разновидностей любви.

Любовь и Христианство.

Страница из Библии - "God is love" - "Бог есть любовь"

Страница из Библии — «God is love» — «Бог есть любовь»

Возникшее 2000 лет назад христианство предложило миру свое восприятие любви. Бог есть Любовь, говорят христиане, призывая людей возлюбить Бога и ближнего своего. Интересно, что в оригинальном тексте Нового Завета для обозначения любви Бога к человеку, используется уже известное нам греческое слово Агапе, обозначающее бескорыстную, жертвенную любовь. Кстати, русское женское имя «Любовь» происходит как раз от этого греческого слова.

Агапе лежит в основе христианского милосердия, и является, наряду с верой и надеждой, главной христианской добродетелью. Об этом говорит Апостол Павел в Первом послании к коринфянам: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». Богословы выделяют любовь к Богу (amore dei)  и любовь к ближнему (amore proximi). Подлинная христианская добродетель рождается только в неразрывном соединении этих видов любви.

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». – продолжает тему любви Апостол Павел в Первом послании к коринфянам. Такая идеальная или Божественная любовь возможна только в том случае, когда направлена на совершенное существо, поэтому существует такая любовь только между тремя Лицами святой Троицы. Человек способен лишь подражать этой любви, но никогда не сможет ее постичь. Причиной тому – грехопадение Адама и Евы. С момента изгнания из Рая все человеческие чувства, и любовь в том числе, считаются зараженными грехом. Единственный путь вернуться к изначальному божественному состоянию – спасение через веру в Иисуса Христа. Сам Христос говорил: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня» (Мф. 10:37).

Божественная любовь в христианстве никак не связана с плотской страстью. Однако давно подмечено, что у религиозного экстаза существуют общие черты с половым влечением. Мы уже говорили выше, о таком известном явлении, как религиозные экстазы у монахинь. «Все эти больные женщины влюблены; возлюбленный — Спаситель; Он — высшее благо их души… Исполненные любви и страданий, они погружаются в мысли о страшных мучениях Возлюбленного; эти мучения сильно раздувают бешеное пламя их страсти» — читаем мы в книге Ганса Фреймарка «Оккультизм и Сексуальность», исследующего природу экстаза. В то же время, теоретически экстаз в христианстве является высшим духовным состоянием человека, называется  theosis или обожение, то есть уподобление Богу. Состояние это понятно только тому, кто на опыте пережил его, обычному же человеку, погрязшему в земных удовольствиях, его не достичь.

Куртуазная любовь или Амор.

Чтобы разобраться в следующем виде любви, мы ненадолго вернемся в Древнюю Грецию. «Каждый из нас — это половинка человека, рассеченного на две части, и поэтому каждый всегда ищет  соответствующую ему половину. Поэтому любовь — это жажда цельности и стремление к ней».  Так определял любовь древнегреческий философ Платон. Это одно из самых известных определений одного из  видов любви, которую сейчас принято называть платонической. В течение нескольких столетий идея такой любви росла и развивалась, и в 11 веке в Европе зародилось абсолютно уникальное явление, аналогов которому не знает история – это куртуазная любовь или амор.

Турниры, рыцари, подвиги во имя Прекрасной Дамы. Именно это мы представляем себе сегодня, когда говорим о возвышенной, романтической любви. Сама поэзия, прославлявшая возвышенную любовь, родилась в Южной Франции, и уже оттуда распространилась по всей Европе. Считают, что связано это явление с проповедуемым в Средневековье аскетическим образом жизни. Светское рыцарство таким образом боролось с навязываемыми священниками догмами морали, и продвигало свою систему ценностей, впрочем основанную на тех же христианских добродетелях. Например, известнейший немецкий миннезингер Вальтер фон дер Фогельвейде, говорил: «Кто любит прекрасную даму, тот стыдится всяческих злодеяний».

Женщина в куртуазной любви обожествлялась, а мужчине полагалось взирать на свою избранницу исключительно издали, в некоторых случаях даже знакомство считалось невозможным.  В крайнем случае разрешалось рыдать у ног возлюбленной. Идеальная куртуазная любовь – любовь неразделенная, желательно к замужней женщине. На первый взгляд, кажется, что это чувство побуждает к измене, пусть не физической, но духовной, которая столь же сурово осуждалась христианством. Однако здесь следует помнить об отношении к браку в Средние века. Целью брака между аристократами было увеличение влияния, власти, богатства, силы рода, а также рождение детей. Куртуазная же любовь  рождается только вне семьи, и супружеская измена не является самоцелью, хотя в реальности и не исключает ее. Сюжет популярнейшей тогда истории о Тристане, Изольде и короле Марке, представляет собой типичный любовный треугольник, с гибелью несчастных влюбленных в финале.

Правила куртуазной любви предполагали, что рыцарь поступает на службу к даме, и чтобы добиться ее расположения, совершает множество подвигов, облагораживаясь и возвышая свой дух. Обычно для этой цели служили турниры и поединки, что действительно позволяло рыцарю совершенствовать боевые навыки, и вызывать на бой своих противников, пользуясь универсальным поводом. Есть мнение, что в конечном итоге  жизнь многих рыцарей сводилась к тому, что жили они с одной женщиной, на расстоянии любили другую, а вот спали уже с третьей.

Понятие любви в эпоху Возрождения и философия Нового времени.

С приходом эпохи Возрождения церковь стала терять свое влияние в обществе, и мыслители получили больше свободы. В тот период любовь стала трактоваться многими учеными мужами как стремление к красоте, что отвечало активно развивающимся идеям неоплатонизма. Об этом писали Б. Спиноза, Дж. Бруно, М. Фичино.

В философии нового времени обычно отмечают любопытную теорию Шопенгауэра, изложенную им в сочинении «Метафизика половой любви». Суть теории в том, что «жизненная воля» (одно из ключевых понятий философии Шопенгауэра), ведет человека по пути любви именно таким образом, благодаря которому на свет появляется наилучшее возможное в данных условиях потомство. То есть если мужчина страстно желает какую-либо женщину, то по Шопенгауэру это означает, что ребенок, явившийся плодом их соединения, обладал бы наилучшими возможными качествами.

В начале 19 века в  нашей стране родился один из крупнейших философов, оказавших огромное влияние на мышление целого поколения ученых – Владимир Соловьев. Его сочинение «Смысл любви» Н. Бердяев называл самым замечательным из того, что было когда-либо написано о любви.  Сочинение представляет собой цикл статей, в которых Соловьев проповедует половую любовь, как единственное средство духовного спасения человечества. Философ ставит этот вид любви на ступень выше всех остальных разновидностей этого чувства, и высказывает мысль о том, что только благодаря половой любви человек способен преодолеть эгоизм, который Соловьев рассматривал как самоотрицание. В противовес средневековым богословам, Соловьев высказывает идею о том, что отрицание плоти есть ложная духовность, а истинная духовность есть перерождение, воскресение и спасение.

Однако, было бы слишком большим упрощением воспринимать слова философа буквально. В своей третьей статье Соловьев высказывает мысль о том, что полное осуществление любви между мужчиной и женщиной еще никогда не происходило на протяжении всей истории человечества. Чтобы понять, что имел в виду философ, лучше всего привести цитату: «Задача любви состоит в том, чтобы оправдать на деле тот смысл любви, который сначала дан только в чувстве; требуется такое сочетание двух данных ограниченных существ, которое создало бы из них одну абсолютную идеальную личность… Но истинный человек в полноте своей идеальной личности, очевидно, не может быть только мужчиной или только женщиной, а должен быть высшим единством обоих. Осуществить это единство, или создать истинного человека, как свободное единство мужского и женского начала, сохраняющих свою формальную обособленность, но преодолевших свою существенную рознь и распадение, — это и есть собственная ближайшая задача любви».

Любовь и психология в 20 веке.

Влюбленная молодая пара

Ключевой фигурой, оказавшей влияние практически на все науки, так или иначе связанные с изучением человека, в  20 веке является Зигмунд Фрейд. Споры о теории психоанализа не прекращаются до сих пор, но был ли прав доктор Фрейд или заблуждался, уже не так важно. Фрейдизм занял свое место в истории  человечества, а его влияние на умы ученых отрицать невозможно.

В трактовке Фрейда понятие любви выглядит как целый комплекс  чувств и эмоций, истоком которым является половое влечение или энергия первичных порывов (либидо). Духовное начало из понятия любви Фрейдом исключается полностью, а сама любовь приравнивается к первобытной сексуальности, принимающей самые разнообразные формы. В целом для учения Фрейда характерен скептицизм и ироническое отношение вообще к любви, а в особенности к любви романтической. Именно это и послужило причиной появлению огромного количества доморощенных психологов, отрицающих любовь как явление, и относящихся к ней в лучшем случае с усмешкой. Но есть и проповедники крайней формы отрицания любви, трактующие любовь исключительно с химико-физиологической точки зрения, и заражающие молодое поколение своими ядовитыми воззрениями.

Совсем по-другому относился к любви Эрих Фромм – основатель школ неофрейдизма и фрейдомарксизма. В своей работе «Искусство любить» автор задает множество вопросов, но отвечает отнюдь не на все из них. В целом же, считает Фромм, любовь можно разделить на два вида:

  • Любовь плодотворная или любовь по принципу бытия, которая «предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения».
  • Любовь неплодотворная или любовь по принципу обладания, которая подавляет, губит, и убивает жизнь. Цель такой любви – держать объект вожделения под контролем и всячески обладать им.

По Фромму, любовь не только чувство к конкретному человеку, а скорее общая установка характера и отношение к жизни. Человек, любящий лишь одного человека и равнодушный ко всем остальным ближним, не способен понять сущность любви. Сравните с христианским отношением к любви, которая может быть совершенной лишь в том случае, если в личности сочетается и любовь к Богу и любовь к ближнему.

И все-таки, что же такое любовь?

Если раньше на этот вопрос отвечала философия, то в 20 веке ее место прочно заняла сравнительно молодая наука психология. Современная психология – наука развивающаяся, поэтому сегодняшние выводы и предположения, кажущиеся нам закономерным и окончательным итогом работы многих поколений людей, уже через 100 лет скорее всего, будут выглядеть просто очередной теорией. Сейчас психологи не могут дать однозначного ответа на вопрос, вынесенный нами в заглавие этой статьи, как не могли, например, естествоиспытатели 18 века рассказать о процессе самоудвоения ДНК. Нельзя забывать и об эффекте Розенталя, сущность которого заключается в непреднамеренном влиянии автора исследования на результаты его работы.  Каждый человек, задумавшийся над сущностью любви, будет рассматривать его через призму в первую очередь пережитых лично им любовных отношений, и на этой основе строить свои дальнейшие изыскания. Истина же, как всегда, находится где-то посередине между двумя полярными точками зрения.

Мы же считаем, что каждый человек должен самостоятельно найти ответ на этот вопрос. Заимствованное знание может направить течение мысли, но оно не удовлетворит жажду познания самого себя. Только самостоятельная работа над собой, самопознание и самоанализ способны изменить человека в лучшую сторону. Однако следует помнить, что в полной мере познать духовную сферу жизни, находясь в материальном мире вряд ли возможно, но именно к этому и нужно стремиться.

То, что каждый человек воспринимает любовь по-разному, как раз и является причиной того, что так сложно найти настоящую любовь. Ведь важно не только испытывать чувства, но и суметь донести их до другого человека, а это не всегда удается даже с более простыми вещами, не говоря уже об отношениях. Не зря Федор Тютчев восклицал: «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймёт ли он, чем ты живёшь? Мысль изречённая есть ложь». Однако не стоит отчаиваться, ведь таков жребий человека на этой Земле. Может быть, через тысячи лет с помощью синтеза науки, религии, философии и искусства человек все же научится понимать себя и ближнего своего.

Если же вы хотите хоть немного разобраться в своих чувствах прямо сейчас, то попробуйте выполнить следующее простое упражнение:

  1. Для начала выберите спокойное место и время. Не торопитесь, при всей своей простоте, это упражнение требует к себе серьезного отношения и настроя.
  2. Теперь возьмите чистый лист бумаги и напишите на нем: Моя любовь к «имя вашей второй половинки» это… и перечислите то, что важно в отношениях именно для вас. Не стоит выделять слишком много пунктов, 4-5 будет вполне достаточно, мы ведь пишем самое важное.
  3. И в конце попросите сделать то же самое вашего партнера и сравните ваши результаты.

С помощью такого простого упражнения вы сможете взглянуть на себя со стороны и постараться понять другого человека. И кто знает, может быть, этим нехитрым способом вы немного приблизитесь к ответу на вопрос: «Что такое любовь?».

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (16 голосов, среднее: 4,50 из 5)


Загрузка...