Гипнотические техники Милтона Эриксона

Существует мнение, что есть люди, которые не поддаются гипнотическому воздействию. Это может быть верно только по отношению к классическому гипнозу. Милтон Эриксон, чья психотерапевтическая модель стала основой нейролингвистического программирования, создал несколько техник, которые работают практически на каждом человеке. Почему практически? Потому что они не работают на тех, кто, например, находится в коме.

К речевым стратегиям наведения транса относят:

  1. Стратегия «Скажите да!»;
  2. «5-4-3-2-1»;
  3. Техника «Полярной реакции»;
  4. «Забалтывание»;
  5. «Двойное наведение — перегрузка»;
  6. «Неопределенное задание»;
  7. Тройная спираль Милтона Эриксона.

Стратегия «Скажите да» основана на принципе инерции. Это означает, что, если несколько раз во время разговора высказать утверждения, с которыми собеседник согласится безоговорочно, то и с последующими словами он тоже будет согласен. Но последнее утверждение будет уже направлено на изменение поведения или мыслей человека. Стоит помнить о том, что слишком не связанные и противоречивые утверждения, которые сказаны подряд, скорее всего, не произведут должного эффекта.

Техника «5-4-3-2-1» основывается на ощущениях человека. Для того, чтобы ее применять, следует научиться замечать мельчайшие раздражители, воздействующие на человеческий организм. Суть заключается в том, чтобы сначала высказать 5 фраз о том, что человек чувствует, видит или слышит в данный момент. Затем высказывается уже 4 фразы, а пятая заменяется внушением (например: ваше тело начинает расслабляться). Когда все 5 фраз станут внушениями, человек должен погрузиться в состояние транса.

Важно помнить о том, что внимание человека нужно направлять на самые разные раздражители, чтобы у него, образно говоря, «голова пошла кругом». В таком случае внушения будут восприниматься как нечто естественное и начнут обходить барьеры сознания.

Техника «Полярной реакции» эффективна лишь в случае, когда ваш собеседник поступает наоборот или не желает делать то, что вы хотели бы. Например, очень болтливый коллега может замолчать, если в его присутствии обратиться к постороннему человеку с фразой: «Сейчас он обязательно что-то скажет». Для закрепления эффекта нужно, время от времени, повторять движение головой, будто вы собираетесь повторить сказанное.

Забалтывание подразумевает хорошее владение речью, так как для использования этого метода нужно очень много говорить. Фразы должны быть практически не связанными друг с другом. И чем больше информации вы скажете, тем быстрее отключится сознание человека. В этот момент и нужно говорить то внушение, которое заранее было приготовлено.

Двойное наведение отличается тем, что для его реализации нужны два человека, которые будут одновременно выдавать информацию, перегружаю мозг человека и делая внушения. Во время разговора можно иногда прикасаться, чтобы гарантированно отключить сознание, которое не сможет разорваться на все слова и ощущения.

Неопределенное задание используется, скорее, для решения проблем, нежели для наведения транса. Суть заключается в том, что человеку дается конкретное задание, которое может быть совершенно неадекватным, но при этом стоит сказать примерно такие слова: «Я хочу, чтобы ты, во время выполнения данной просьбы, понял для себя что-то очень важное». Из-за выполнения каких-то действий внимание перестает концентрироваться на проблеме и начинает искать решения.

Одна из самых интересных техник наведения транса называется тройной спиралью и включает в себя элементы уже описанных приемов. Для реализации спирали необходимо держать в голове три истории, которые будут рассказываться человеку поочередно. Суть метода в том, чтобы во время самого интересного момента первой истории перейти ко второй. С ней проделывается то же самое, после чего рассказывается третья история, в которой встроено внушение. Затем рассказывается концовка второй и первой истории. Как правило собеседник не может вспомнить о чем был третий рассказ, поэтому опасаться разоблачения не стоит.

На гипнотических приемах Эриксона основано множество упражнений НЛП, которые используются практически везде, начиная рекламными текстами и заканчивая повседневным общением.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 голосов, среднее: 3,50 из 5)


Загрузка...