Психоанализ – психологическая концепция, разработанная на рубеже 19 – 20 веков австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод психотерапии. Классический психоанализ в дальнейшем был развит и модифицирован последователями З. Фрейда, такими как А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни и др.
Основные положения классического психоанализа следующие:
- Человеческое поведение во многом определяется бессознательными влечениями;
- Попытки осознать эти влечения приводят к защитному психологическому сопротивлению, проявляющемуся в различных формах, и препятствующему осознанию;
- События раннего детства (чаще всего, неосознаваемые) оказывают очень сильное влияние на развитие личности человека на протяжении всей его жизни;
- Сознание и бессознательные влечения сосуществуют в состоянии конфликта. Данный внутриличностный конфликт может приводить к таким нарушениям как невроз, невротические черты характера, тревожность, различные страхи,депрессия и т.д.
- Цель психоанализа – освобождение от влияния бессознательных влечений путем их осознания. Это может быть достигнуто при профессиональной поддержке психоаналитика (психотерапевта / медицинского психолога).
Согласно З. Фрейду, внутриличностный невротический конфликт (между сознанием и бессознательным) закладывается преимущественно в детстве в условиях нарушенных отношений с родителями (проблемы воспитания). В дальнейшем, например в зрелом возрасте, невротические расстройства запускаются психотравмирующими ситуациями, стрессами. Проявляются в виде таких симптомов:
- раздражительная слабость
- скачкообразность эмоций
- депрессия (пониженное настроение)
- тревога или страх
- расстройства сна
- повышенная утомляемость.
Невротические расстройства имеют обратимый характер и исчезают при квалифицированном применении психокоррекционных и психотерапевтических методов.